К полутора годам работоспособность клеток коры головного мозга возрастает настолько, что ребенку достаточно спать днем один раз. К этому времени он и сам не засыпает уже два раза. Однако надо стремиться к тому, чтобы и после года у ребенка сохранялась привычка спать днем два раза. Между тем некоторые родители, не зная, каким должен быть режим ребёнка этого возраста, или полагаясь на то, что ребёнок стал хуже засыпать, преждевременно начинают укладывать его днем только один раз. Возможно, были какие-то причины, вследствие которых ребенок не засыпал в положенное время. Но если настойчиво продолжать укладывать его два раза, даже если он долго не засыпает и спит мало, полезная привычка восстановится.
Если ребенок и после полутора лет спит днем два раза, можно сохранить для него прежний режим. Через один-два месяца он и сам не станет спать два раза.
Переводить на новый режим надо постепенно: сократить второй сон днем (уложить ребенка на час позже), затем позже уложить на первый сон, а через несколько дней полностью перейти на новый режим. Если он окажется для малыша трудным, вернуться к прежнему режиму на одну-две недели.
Укладывать ребёнка надо в строго определенное время. Но если ребёнок хочет спать несколько раньше положенного времени, его надо уложить, не дожидаясь установленного часа.
От полутора до двух лет ребёнок должен спать днем один раз, 3 – 3,5 часа. На третьем году режим его останется прежним, разве что дневной сон станет несколько короче.
Для того чтобы ребёнок быстро засыпал и крепко спал, день его должен быть заполнен интересными делами. Он должен достаточно двигаться, играть, в противном случае не возникает потребности в отдыхе и ребёнок плохо спит.
Не менее двух раз в день ребенок должен гулять. Во время прогулки он приобретает новые навыки и совершенствует имеющиеся, вместе с тем укрепляется и сама привычка к прогулкам на свежем воздухе. Он знакомится с различными природными явлениями, наблюдает труд взрослых (строителей, дворника, шофера и др.), общается со сверстниками. Во время прогулки совершенствуются движения ребенка.
На втором году автоматизируется ходьба, т. е. формируется навык ходьбы. Теперь ребенка надо учить сочетать ходьбу с другими движениями: толкать впереди себя игрушку (есть специальные игрушки – всевозможные бочонки, бабочки и др., насаженные на длинную палку), везти игрушку за собой, носить в руках куклу, мишку. Однако малыш еще быстро утомляется. И вот на помощь ему приходят прогулочные коляски. Благодаря такой коляске родители могут совершать с маленьким ребенком дальние прогулки в парк, в лес и к реке. Такие прогулки надо использовать для совершенствования навыков ходьбы: пусть малыш походит по дорожкам парка, учится перешагивать через небольшие препятствия, поднимет шишку, камешек. Все это способствует развитию движений. Свежий воздух, окружающая природа вызывают у него радостное настроение. Малыш получает много впечатлений: знакомится с растениями, животными, озорно топает ножкой по лужице и хохочет от того, что брызги летят ему в лицо. Жестами и словами призывает он взрослого разделить его изумление и восхищение.
На третьем году он свободно ходит, поднимается и спускается по лестнице, бегает, прыгает, бросает мяч в цель, катит обруч. Формирование этих навыков – важная составная часть психомоторного развития.
В первой младшей группе дети начинают делать утреннюю гимнастику. Занятия физическими упражнениями непосредственно после сна помогают ребенку настроиться на активный лад, вселяют бодрость, способствуют хорошему настроению, а также формированию правильной осанки, развитию мышц, положительно влияют на функциональное состояние сердечно-сосудистой и других систем организма. Укрепившись в дошкольном возрасте, привычка выполнять утреннюю гимнастику может сохраниться на всю жизнь.
Воспитатель знакомит родителей с упражнениями комплекса утренней гимнастики, объясняет, как ребенок должен их выполнять. Очень хорошо, когда у малыша имеется в этом отношении пример старших. Надо только не забывать, что у ребенка этого возраста должен быть свой, доступный и полезный для него комплекс физкультурных упражнений.
Утренняя гимнастика выполняется ребенком в трусиках, майке и тапочках, в хорошо проветренном помещении, летом – лучше всего на свежем воздухе. Комплекс состоит из вводной и заключительной частей, успокаивающей ходьбы, бега, подскоков и нескольких общеразвивающих упражнений, чаще всего имитационного характера. Количество общеразвивающих упражнений, их повторность, продолжительность бега и подскоков, как и всего комплекса, увеличиваются с возрастом. Усложняются и сами упражнения.
Продолжительность утренней гимнастики для детей двух- трех лет – 4 – 5 минут. Она состоит из вводной ходьбы, 3-4 общеразвивающих движений, бега и заключительной ходьбы. Общеразвивающие упражнения подбираются таким образом чтобы нагрузка равномерно падала на различные группы мышц.
Каждое упражнение повторяется 4-5 раз. Взрослый не только объясняет ребенку, но и показывает движение, а если и после этого он не может его выполнить правильно, помогает своими совместными с ребенком действиями.
Распорядок дня для ребёнка это самое главное, с чего стоит начинать его жизнь, ведь в дальнейшем от этого будит зависеть как его поведение так здоровье. К нему стоит приучать уже с младенчества. В начале второго года сохраняется в основном прежний режим: ребёнок должен спать днем два раза и есть четыре раза. Пятое, ночное кормление после года, как правило, врач отменяет.