«Говорили, больно, когда кожу с живого человека снимают, а это как комарик укусил!».
Подобными шутниками, готовыми с улыбкой на запеченных кровью устах побеждать любую боль, гордилось все братство. О них складывались легенды. Как и про тех, кто и на поле боя, и дома на Сечи мог облегчить страдания раненому товарищу, кто владел секретами лечения ран, передавшимися им от предков.
Для остановки кровотечения они использовали все, что оказывалось под рукой: сахар, мед, табак, сажу, пережеванный хлеб. Порезы хорошенько присыпали солью, считая, что она хоть и печет сначала, способствует заживлению ран. Так же для заживления раны они могли приложить к больному месту растертую со слюной землю. Это давний, испытанный воинами разных народов способ. По мнению казацких врачей, земля «забирает очень быстро всю боль, и не позволяет ране загноиться».
Так же казацкие врачи использовали различные травы. К нарывам, ожогам прикладывали листы подорожника, лопуха, мяты, делали примочки с ромашки, старые раны присыпали порошком с корневища лепехи болотной, которую, кстати, в народе называют «татарским зельем». Запорожские казаки использовали это растение для обеззараживания воды в источниках. Корень ее жевали во время эпидемии тифа и холеры. Давним проверенным кровоостанавливающим средством был тысячелистник, который в народе называли «кровавником». Чаще всего рану заливали соком свежего тысячелистника или просто прикладывали к ней размятые листья растения. Огнестрельные раны нередко после промывания чистой воды из источника закладывали свиным салом или мозгом только что убитого животного.
Использовали запорожские целители так же и водку, которую, кстати, брали в поход только из медицинских нужд. Так от лихорадки они использовали водку с пеплом или порохом из ружья. На основе водки готовились разные настои, которыми промывали свежие и гнойные раны.