июль 03, 2013 - 1769 Просмотры

Учёные выяснили, как проявляются антибактериальные свойства серебра

Учёные выяснили, как проявляются антибактериальные свойства серебра. Давно известно, что серебро обладает антибактериальными свойствами. Проявляет оно их двумя способами: во-первых, увеличивает проницаемость мембраны клеток бактерии, во-вторых, увеличивает в клетках концентрацию кислородных радикалов.

Еще Гиппократ, живший за V-VI вв. до нашей эры, отмечал, что серебро помогает в борьбе с некоторыми заболеваниями. В дальнейшем вера в целебные свойства этого металла только росла. В конце концов, за серебром закрепилась слава сильного дезинфицирующего и антимикробного вещества.

Однако ученые продолжали сомневаться в том, что серебро действительно обладает противомикробными свойствами. Вполне возможно, что результаты исследований, проведенных американскими учеными из Бостонского университета и института Висса при Гарвардском университете, смогут, наконец, убедить всех в полезных качествах серебра. Руководитель исследования Джеймс Коллинз и его коллеги выяснили, что ионы серебра разрушают бактерии, причем делая это двумя способами. В первую очередь они увеличивают проницаемость мембраны, а во-вторых, изменяют обмен веществ таким образом, что в ней резко повышается уровень кислородных радикалов. Как известно, кислородные радикалы обладают свойством окисления, являющегося губительным для всего живого.

Примерно также действует большинство антибиотиков: вмешиваются в процессы метаболизма бактерий и повышают уровень радикалов-окислителей в клетке. Также ученые выяснили, что ионы серебра способны увеличивать эффективность антибиотиков. При наличии совсем небольшого количества серебра антибиотики способны убить 10-1000 раз больше бактерий. Дело в том, что раз серебро увеличивает проницаемость мембраны клетки, значит, туда уже попадает больше антибиотиков. Причем, намного больше, чем способны вытолкнуть обратно внутриклеточные насосы, защищающие клетку от вредных веществ. Кроме того, серебро помогает бороться даже с такими бактериями, чья мембрана является непроницаемой для антибиотиков. Так, серебро помогает проникнуть внутрь грамотрицательных бактерий ванкомицину, крупная молекула которого в обычном состоянии не способна пройти через защиту этого типа бактерий.

Авторы исследования, результаты которого были опубликованы в издании Science Translational Medicine, считают, что при помощи использования серебра можно будет решить одну из основных проблем современной медицины — невероятную и постоянно растущую устойчивость бактерий к различного рода антибиотикам. Можно сказать, что серебро даст возможность проникать антибиотикам в клетки таких бактерий, которые проявляют устойчивость к лекарственным средствам. Осталось только добавить серебро во все существующие антибиотики. Известно, что ионы серебра могут также переходить в раствор из серебряной посуды, правда, в небольшой концентрации, так, что они не смогут справиться с чем-то по-настоящему серьезным.

Однако, предварительно необходимо решить один весьма важный вопрос, который связан с потенциальной токсичностью серебра. Данный металл обладает способностью накапливаться в организме, и нет пока еще точных данных о том, к чему это впоследствии (помимо аргироза) может привести. Сами исследователи утверждают, что те грызуны, на которых проводились опыты, после серебра чувствовали себя нормально, тем более, что это помогало антибиотикам бороться с инфекцией в организме. Хотя, некоторые специалисты считают, что прежде, чем добавлять серебро во все антибиотики, следует научиться выводить его из организма.

Животные и растения